Бренд-менеджер — специалист, который занимается продвижением имиджа компании, продукта или конкретного человека. Именно от этого специалиста зависит то, как часто люди слышат, а также узнают бренд.
Независимо от того, насколько успешны продукты или услуги компании, всегда сложно выделиться среди конкурентов на рынке — для этого нужен убедительный имидж. Именно здесь вступают в игру бренд-менеджеры.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Чем занимается бренд-менеджер?
Лидерство
Креативность
Критическое мышление
Любознательность
Коммуникабельность
Адаптивность
Навыки исследования
Аналитические способности
Понимание маркетинга
Сколько зарабатывает бренд-менеджер?
Плюсы и минусы работы бренд-менеджером
Кто такой бренд-менеджер?
Бренд-менеджер — человек, отвечающий за бренд, то есть имидж компании — как она выглядит в глазах покупателей, что о ней думают конкуренты и как компания должна себя вести на рынке.
Бренд-менеджеры несут ответственность за понимание, а также расширение аудитории, чтобы гарантировать, что продукт достигнет наибольшего числа потребителей.
Как малые, так и крупные предприятия используют профессиональный опыт бренд-менеджера, чтобы добиться большего признания на экономических рынках, а также в регионах.
Чем занимается бренд-менеджер?
Во многом обязанности специалиста зависят от деятельности компании, в которой он работает. Вот список некоторых обязанностей, которые можно встретить в вакансиях:
- Продвижение бренда в различных точках контакта с целевыми аудиториями во всех странах, в которых присутствует компания.
- Ведение собственных площадок компании в едином tone of voice.
- Разработка и внедрение специальных проектов, связанных с брендом.
- Мониторинг и улучшение показателей.
- Управление маркетингом и рекламой проекта.
- Сбор и анализ маркетинговой информации для разработки стратегии развития компании.
- Формирование и реализация плана выхода бренда на рынок, формирование плана продаж и бюджета.
- Разработка маркетинговых онлайн и офлайн-активностей, составление контент-плана, медиапланирование.
- Запуск новых продуктов или услуг: согласование, подготовка плана запуска, прогноз продаж, контроль реализации товаров и услуг.
- Расчет, планирование и контроль запасов расходных материалов.
- Анализ клиентской базы, количественная и качественная аналитика.
- Взаимодействие с менеджерами и мерчандайзерами.
Это всего лишь пример многих обязанностей специалиста. Некоторые требования будут повторяться от компании к компании, а другие — различаться в зависимости от сферы деятельности и положения бренда на рынке.
Навыки бренд-менеджера
Бренд-менеджер использует как аналитические, так и творческие способности для выполнения должностных обязанностей.
Вот некоторые из наиболее необходимых навыков для специалиста. Как и во всех статьях, где мы разбираем профессии, здесь не обойдется без софт-скиллов, которые нужны любой digital или IT-профессии.
Лидерство
Бренд-менеджер использует стратегическое планирование для повышения узнаваемости бренда. Они анализируют рыночные тенденций и то, как их аудитория относится к компании.
Креативность
У специалиста должно быть развито творческое мышление. Нужно постоянно повышать узнаваемость бизнеса с помощью графического дизайна, рекламных текстов, а также цифрового контента.
Критическое мышление
Хотя управление брендом требует творческих навыков, оно также требует тщательного анализа и логического мышления. Специалист готовит отчеты и собирает данные для выявления тенденций и количественной оценки маркетинговых усилий.
Это необходимо для того, чтобы определить места, в которых компания может использовать более эффективные меры для охвата потребителей.
Любознательность
Эффективный специалист задает вопросы и ищет ответы, чтобы развивать бренд и лучше общаться с клиентами. Он изучает привычки потребителей, чтобы найти новые возможности для продвижения компании среди более широкой аудитории.
Коммуникабельность
Управление брендом связано с коммуникацией. Речь идет, во-первых, об общении с целевой аудиторией. Специалист должен понимать, что клиенты хотят видеть и получать от компании.
Во-вторых, — об общении с соавторами. Бренд-менеджер должен координировать действия с десятками коллег в своей организации.
Бренд-менеджер тесно сотрудничает с менеджером по продукту и с отделом маркетинга. Изображение: Mimi Thian для Unsplash
Хороший специалист будет постоянно контактировать со всеми необходимыми сотрудниками, чтобы поддерживать репутацию бизнеса, а также повышать вовлеченность аудитории.
Адаптивность
Специалисту необходимо постоянно быть гибким в работе. Может потребоваться адаптировать рекламную кампанию к изменяющимся вкусам потребителей или скорректировать взаимодействие компании с аудиторией в социальных сетях.
Навыки исследования
Чтобы сделать бренд актуальным для потребителей, а также поддерживать эти отношения, требуется тщательный мониторинг. Чтение отчетов с данными, поиск экспертного анализа экономических и деловых перспектив, поиск информации о конкурирующих продуктах — все это входит в обязанности специалиста.
Аналитические способности
Управление брендом — это маркетинговая роль, а маркетинг процветает на основе данных. Хороший бренд-менеджер знает, как собирать и интерпретировать данные. Он постоянно задает такие вопросы, как: какой рекламный креатив приносит больше всего кликов и конверсий?
Качественный анализ более скользок, чем количественный, но все же важен. Хороший бренд-менеджер обладает глубокими знаниями не только о самом бренде, но и о его рынке.
Понимание маркетинга
Опять же управление брендом — это маркетинговая роль. В более крупных командах с бренд-менеджером будет работать целая команда маркетологов и креативщиков.
Бренд-менеджеры должны знать, чем различаются маркетинговые каналы, как извлечь выгоду из каждого из них, как использовать инструменты для отслеживания KPI, как правильно настраивать кампании и так далее.
Сколько зарабатывает бренд-менеджер?
По статистике, которую ежегодно проводить сайт trud.com средняя зарплата бренд-менеджера по России составляет 55 189 тысяч рублей. Наиболее востребованы специалисты в Московской области. На втором месте идет Курская, а следом Тверская область.
Стоит иметь в виду, что это усредненные показатели по всей стране. Как показывает практика — в Москве и Санкт-Петербурге предлагают больше.
Посмотрим, как обстоят дела на hh. ru. Например, вот вакансия за 100–120 000 рублей. В обязанности входит:
А вот вакансия за 150 000 рублей:
Плюсы и минусы работы бренд-менеджером
Рассмотрим плюсы и минусы работы, с которыми может столкнуться бренд-менеджер.
Плюсы
- Это творческая работа. Постоянно придется придумывать новые способы улучшения бренда и вовлечения аудитории.
- Можно хорошо зарабатывать.
- Очень успешный брендинг полезен не только для компании, но и для карьеры. Имея успешные примеры повышения узнаваемости бренда, специалист может получить более высокооплачиваемую должность или вовсе открыть собственный бизнес.
Минусы
- Динамичная работа, где на все придется быстро реагировать. Это может усложнить баланс между работой и личной жизнью.
- Одно плохое решение может вызвать отрицательную реакцию аудитории и привести к снижению продаж — ответственность понесет бренд-менеджер и его команда.
- Из-за роста влияния социальных сетей то, как общественность воспринимает компанию, может зависеть от небольшого числа влиятельных людей, публикующих негативные комментарии — налицо потеря влияния на имидж.
Как стать бренд-менеджером?
В России в бренд-менеджмент чаще переходят специалисты по маркетингу. В небольших компаниях функции бренд-менеджера выполняет маркетолог.
Желательно высшее образование в области маркетинга, экономики или менеджмента, а также опыт работы.
В вузах на бренд-менеджера не учат: поэтому стоит заглянуть в онлайн-школы. Там можно будет подобрать подходящий курс.
Несколько мест, где обучают профессии:
- Нетология — обучение на специальность длится 7 месяцев. Курс подойдет интернет-маркетологам, продакт- и PR-менеджерам, а также руководителям бизнеса. В конце курса выдают диплом.
- Skillbox — курс состоит из 96 уроков, по итогу обучения гарантируется трудоустройство. В конце выдают сертификат о прохождении курса.
- Laba — курс по созданию бренда. Подходит начинающим и опытным маркетологам и владельцам бизнеса. В конце выдают сертификат.
Заключение
Информация, которой мы поделились, — лишь малая часть того, чем занимается бренд-менеджер. Профессия набирает популярность, так как относительно недавно стала отдельной специальностью. Раньше эти обязанности выполняли маркетологи или менеджеры компании.
Проходите обучение, получайте знания и применяйте их на деле, чтобы идти вперед по карьерной лестнице.
Высоких вам конверсий!