Практический online-курс

Психология текста: шрифт, цвет, форматирование

Психология текста: шрифт, цвет, форматирование

Источник изображения

Письменность есть основное средство хранения и распространения информации — от древних религиозных текстов до описания новогодних приключений нашего френда по Facebook. Письменное слово — чудесный посредник, посланник, хранитель, позволявший человечеству столетиями выражать эмоции, делиться мыслями, рассказывать истории и, конечно, продавать.

К сожалению, текст имеет изначально присущую ему слабость: это статичная среда. Мы часто забываем, что все, что мы когда-либо прочли — это просто различные комбинации конкретных букв алфавита (неважно, 26 их или 33), подчиняющиеся некоторым определенным правилам пунктуации и синтаксиса.

По сравнению с относительно новыми средствами отображения данных (медиа), такими как фотография или видео, возможности текста крайне ограничены. Старая пословица гласит, что «Картина говорит сразу 1000 слов» (это, конечно, зависит от картины и художника!), но, как правило, это утверждение недалеко от истины. Фотография и видеозапись способны захватить, а затем показать зрителю какую-либо ситуацию гораздо лаконичней, чем слова, фигурально выражаясь, «могли когда-либо надеяться».

Устойчивая популярность таких социальных сетей, как Instagram и Pinterest, наглядно свидетельствует о том, что люди находят визуальные медиа более подходящими для распространения своих повседневных впечатлений и ощущений. Даже Twitter начал выдвигать на первый план фотографии и видео, изменяя тем самым своей начальной текстовой сущности.

Instagram и Pinterest

Однако изображения и видео никогда не смогут по-настоящему заменить текст — просто спросите любого ныне живущего писателя о том, что он думает об экранизациях своих книг. Письменное слово всегда будет нужно для передачи информации — вот как это происходит прямо сейчас, во время написания этого самого поста.

Текст всегда был, есть и будет важнейшим компонентом формирования положительного пользовательского опыта. Но пользователи не хотят сталкиваться со «стеной контента», равно как и мы — маркетологи, копирайтеры, блоггеры — не хотим видеть в комментариях глумливую оценку наших трудов «нипрачел слишкаммногабукав» (в англоязычной сфере существует аналог этому выражению — аббревиатура TL;DR (too long; didn’t read), то есть «слишком длинно; не читается»).

текст

Надпись: «Стена текста. Слишком длинно; не читается»

Мы хотим, чтобы читатели «хватали на лету» смысл нашего оффера, чтобы их пользовательский опыт был только положительным, чтобы они понимали суть предложения с полуслова. Мы также хотим — и можем! — передать через текст некие эмоции, пусть даже «изобразительные возможности» письменного слова скромнее, нежели у фотографии и видео.

Кажущуюся «убогость» текстовой подачи информации в веб-маркетинге вполне можно компенсировать, используя определенные методы, о которых речь пойдет ниже. У вашего читателя вполне может сформироваться положительный пользовательский опыт от прочтения вашего текста, чем бы он ни был: рекламным объявлением, заголовком лендинг пейдж, описанием оффера на продающей целевой странице, постом в социальной сети.

Будьте уверены — читатели заметят вашу информацию, ознакомятся с ней и запомнят ее.

Персонализация шрифта

Псевдонаучная дисциплина графология просуществовала около 200 лет. Ее адепты уверяли, что способны по почерку человека установить основные черты его личности и даже обнаружить неврологические проблемы пишущего.

Тотальное распространение электронного делопроизводства, повсеместное применение принтеров и тому подобные спутники прогресса сделали само понятие «почерка» неактуальным. Однако даже электронные шрифты могут дать ключ к пониманию внутренней сущности человека — нашу личность косвенным образом характеризуют шрифты, используемые нами в электронных письмах, неважно, личных или деловых.

В 2001 году американская корпорация Lexmark, специализирующаяся на разработке и изготовлении устройств для печати и обработки изображений, наняла выдающегося психолога, доктора Арика Сигмана (Aric Sigman) для изучения того, как применяемый шрифт влияет на мнение, составляемое читателем электронного текста о его авторе.

Результатом исследования стала статья «Психология шрифтов» (The Psychology of Fonts), содержавшая предположение Сигмана о том, что некоторые шрифты могут вполне ассоциироваться с конкретными знаменитыми персонами. :)

шрифты

Шрифт Shelley: Кайли Миноуг — «сексуальный котеночек»;

Шрифт Courier: Иэн Бил (персонаж британской «мыльной оперы») — «скряга»;

Шрифт Verdana: Ричард Брэнсон — «профессионал»;

Шрифт Times: Анна Форд (жена Генри Форда 2-го) — «благонадежность».

По словам самого Сигмана, «использование неподходящего шрифта может дать людям ложное представление о вас и может отрицательно повлиять на мнения тех, кто может определить ваше будущее».

Используйте конкретные шрифты в определенных ситуациях — например, устраиваясь на работу в компанию, занимающуюся каким-либо консервативным, «традиционным» бизнесом (банковское дело, страхование), наберите резюме таким же «консервативным» шрифтом с засечками типа Times. Для более современной по роду деятельности бизнес-структуры отлично подойдет шрифт Verdana.

шрифт

«Консервативные» шрифты с засечками и ассоциации с ними: «надежный», «впечатляющий», «респектабельный», «авторитетный», «традиционный»

Размер шрифта

Размер шрифта также является важным параметром. Очевидное, устоявшееся восприятие текста в зависимости от размеров шрифтов таково: крупный шрифт — важный элемент, например, заголовок; меньшим размером для сохранения пространства страницы набирается основной контент. Это традиция, дошедшая до нас от истоков эры книгопечатания.

Через дифференциацию размеров шрифтов привлекается внимание читателей к наиболее важной для автора (маркетолога, копирайтера) части текста (заголовок, призыв к действию). Взгляните на текстовую карту ниже, чтобы наглядно убедиться в правоте нашего утверждения.

Размер шрифта

Цвет шрифта

Цвет, очевидно, и есть самый влиятельный психологический инструмент, имеющийся в распоряжении веб-дизайнера и интернет-маркетолога. Всплеск цвета, соответствующего контексту ситуации, мгновенно настраивает читателя на нужный эмоциональный лад.

Цвет шрифта

Приблизительный список ассоциаций между цветом и эмоциями для человека, принадлежащего к западной цивилизации, можно посмотреть в этом посте:

Цветовой акцент

В отношении текста цвет применяется для выделения различных элементов, требующих привлечения внимания пользователя. Исторически сложилось так, что в распоряжении авторов имелось 2 инструмента акцентуации: курсив и жирный шрифт. До наступления цифровой эпохи цвет в типографском деле находился в большом дефиците — он был предназначен только для обложек и, в крайне редких случаях, для цветных иллюстраций, никак не соприкасаясь с текстом как таковым. Для обозначения смены контекста автор мог использовать курсив, для выделения ключевых слов — жирный шрифт.

Понятно, что теперь, когда в распоряжении любого веб-дизайнера имеются 16 777 216 цветов, отображаемых на средней руки мониторе, мы можем раскрасить наш текст в любую, самую фантастическую гамму. Однако делать этого мы не будем — первое правило электронной верстки текста гласит: «читать, не страдая». С выполнением этого правила и связано повсеместное употребление доминирующей классической черно-белой схемы, «как в типографии на бумаге».

К стандартному черно-белому корпусу текста мы можем добавить всевозможные цвета, чтобы управлять вниманием читателя. Особый акцент на использовании этого принципа сделан в так называемом плоском дизайне, где цвет используется для дифференциации элементов web-страницы/пользовательского интерфейса.

плоский дизайн

Захват внимания

На целевой странице цветом выделяются важнейшие элементы, на которые посетитель должен обратить внимание: заголовки, призывы к действию, теги, ключевые слова и фразы. На товарной целевой странице выделение цветом отлично сработает для переключения внимания посетителя из режима сканера в режим читателя.

Захват внимания

Эмоциональное воздействие цвета

Цвета также несут мощные культурные ассоциации. В культурной парадигме западной цивилизации мы в самом общем приближении связываем зеленый цвет с удачей, красный — с неудачей. С отдельными цветами связаны устойчивые подсознательные реакции, что в целом может придать дополнительный смысл текстовому сообщению. Например, красный текст сообщения о неверно заполненном поле лид-формы непременно привлечет внимание пользователя к совершенной ошибке, а зеленая галочка успокоит его: «все правильно сделал».

Эмоциональное воздействие цвета

Читабельность текста

Помимо привлечения внимания, цвет может послужить еще одним отличным способом облегчить взаимодействие между писателем и читателем. Ниже приведен пример оригинального решения, по утверждению его авторов, увеличивающего скорость чтения электронного текста на 30%. За счет чего? — спросите вы.

Ключами к хорошей типографике являются 2 понятия:

  • разборчивость — насколько хорошо различаются при чтении буквы, фразы и слова, и
  • читаемость — насколько мозгу легко преобразовать их в единое сообщение.

Когда наши глаза сканируют страницу, они легко могут сбиться с нужной траектории. Случалось ли вам когда-либо читать одну и ту же строку дважды? А ведь мы регулярно тренируем наши глаза для плавания в морях текста, но его монотонность по-прежнему заставляет нас уставать и ошибаться.

Так вот, добавление цветового градиента — как на скриншоте ниже, — сделало переход от одной строки к другой легче для глаз: они безошибочно следуют по заданной траектории, что в результате ведет к возрастанию скорости чтения.

читаемость

Форматирование текста

Ну и наконец — форматирование текста имеет огромное влияние на его читаемость (читабельность). Вспомним традиционные бумажные газеты с их многочисленными узкими колонками. Подобная верстка есть результат многолетних исследований, испытаний и уточнений. По словам эксперта по промышленному дизайну Боба Бейли (Bob Bailey, Ph. D., Civil Engineering) в статье в журнале UI Design Newsletter:

Одно из лучших исследований по читабельности было проведено Тинкером (Tinker) и Патерсоном (Paterson) в 1929 году. Используя черный шрифт в 10 английских типографских пунктов (3,515 мм), отпечатанный на белой бумаге, исследователи обнаружили, что строка длиной от 3 до 3,5 дюймов (от 75 до 90 мм) дает самую высокую производительность чтения. Абзацы с длиной строки от 7,3 дюйма (185 мм) читались заметно медленней. Авторы предположили, что увеличение длины строки, по-видимому, требует большего количества боковых движений глаз. Большая амплитуда движения взгляда по горизонтали во время чтения способствует тому, что читатель чаще теряет свое место чтения текста.

Все это звучит очень логично. Снимите стресс с глаза читателя — и ваш контент мгновенно станет более читабельным.

колонки

При публикации текста на целевой странице и в online в целом — в связи с увеличением расстояния от читателя до монитора, — длина строки может быть не столь компактной как в классической типографике: оптимальной считается длина в 4–5 дюймов (102–127 мм).

Однако важно убедиться в том, что от читателя не потребуется слишком большой горизонтальный «пробег глазами». От себя напомним — для мобильных целевых страниц многоколоночная верстка категорически противопоказана.

Пробелы

Использование пробелов на лендинг пейдж имеет огромное значение для улучшения чтения и понимания общего смысла оффера. В нашем блоге уже были статьи на эту тему:

Вместо заключения

Подведем краткое резюме нашего поста. Для того, чтобы ваш текст конвертировал пользователей в лиды, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Размер имеет значение. Делайте логический акцент там, где необходимо.
  • Используйте шрифты, релевантные тону беседы, каковой вы хотите установить с целевой аудиторией.
  • Цвет в тексте может передавать подсознательное сообщение.
  • Цвет может быть применен для привлечения внимания к конкретному фрагменту текста.
  • Текст бесполезен, если он нечитабелен — помогите читателю логическим форматированием контента.

Разумеется, все эти советы нуждаются в проверке сплит-тестированием.

Высоких вам конверсий!

По материалам usabilla.com

10-01-2014

Практический online-курс

blog comments powered by Disqus
copyright © 2011–2017 by LPgenerator LLC. Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "ЛПгенератор".