У приложения Trello больше 25 000 000 пользователей, привлеченных при минимальном маркетинге и почти полном отсутствии рекламы. Невероятно, правда? Как же они это сделали? Просто у них была большая мечта, и они пошли за ней.
Содержание статьи
Продукт для 100 000 000 пользователей
Trello делает планирование простым и увлекательным
Trello создано для всех
Trello растет через совместную работу
Trello на пути к успеху
Продукт для 100 000 000 пользователей
С самого начала команда Trello мечтала о продукте, которым могут пользоваться 100 000 000 пользователей:
Ставя перед собой эту амбициозную цель, команда поняла, что нет такого продукта, за который захочет платить 100 000 000 человек, — и они выбрали модель фримиум. Даже если 1% от 100 000 000 заплатит им по $100 в год, у них все равно получается $100 000 000, а остальные 99% пользовательской базы будут распространять информацию о приложении.
Конечно, возникает вопрос: почему этот 1% будет платить им, когда остальные пользуются приложением бесплатно? Со временем Trello разработали умные тарифные планы:
- Trello Gold — подписка для фанатов, которые хотят платить за любимое приложение, с индивидуальным фоном и другими интересными функциями.
- Trello Business Class и Enterprise — подписка для компаний, который не против заплатить за функции для бизнеса.
Отлично, должно сработать! Осталось привлечь 100 000 000 человек. Чтобы этого добиться, Trello сконцентрировались на трех вещах:
1. Сделать так, чтобы начать использовать приложение было проще простого, а остановиться — невозможно.
2. Разработать горизонтальное решение для всех, а не для какой-нибудь отдельной группы.
3. Сделать весь мир своим рынком. Сегодня Trello доступно на 20 с лишним языках (в том числе и на русском).
Trello делает планирование простым и увлекательным
Trello создано для людей. Оно опирается на узнаваемые образы и не требует длительного изучения — его создатели целенаправленно избегали абстракций. Приложение построено на метафоре, понятной каждому: карточки-стикеры вроде тех, которые клеят на холодильник, монитор или доску в офисе.
У карточек есть названия, и к ним самим можно приклеивать цветные стикеры, чтобы отмечать их и делить на категории. Еще можно вести списки дел и общаться в комментариях, и сразу понятно, как работает приложение.
Многие подобные приложения позволяют создавать всевозможные списки, и они, конечно, полезны, но не наглядны и не занимательны. Trello позволяет создавать колонки карточек, и вы организуете свои дела осязаемо. Trello взяли опыт, довольно скучный сам по себе — планирование, — и превратили его в увлекательную игру.
Функции приложения можно скопировать, но чувства и эмоции, связанные с ним, — нет. Цвета Trello, собака-помощник, тактильное перетаскивание карточек — все эти аспекты команда долго и старательно оптимизировала.
Простота и увлекательность — это хорошо, но что если вам нужно нечто более продвинутое и специфичное? На этот случай Trello предложили продвинутые функции, каждую из которых можно включать и выключать по отдельности.
Trello создано для всех
Если вы хотите, чтобы вашим продуктом пользовались миллионы людей, вы не можете адресовать его только руководителям, разработчикам и маркетологам. Нужно разработать его для людей.
Trello структурирует любой рабочий процесс. Для приложения не имеет значения контент и структура данных, как и для сетки Excel, документа Word или слайдов в PowerPoint. Все эти программы оставляют место для творческого подхода.
Карточки в Trello — это гибкие стикеры. Это не просто задачи: они будут тем, чем вы их сделаете. Можете дать волю воображению!
Когда-то у колонок в приложении были заданные названия: «Выполнить», «Выполняю», «Выполнено». Вроде бы логично, правда? Однако из-за этого казалось, что Trello — это список дел, и такое восприятие ограничивало потенциал приложения. Поэтому разработчики удалили названия.
Первые пользователи Trello были в основном разработчиками, и команде пришлось проигнорировать многие запросы на функции, упрощавшие процесс разработки. Команда сознательно решила не концентрироваться на индивидуальных запросах и ждала, пока в них не проявятся тенденции, чтобы понять рабочий процесс, стоящий за запросами, определить болевые точки и решить проблему для всех.
В определенный момент разработчики совершили ошибку и разместили табло, где пользователи могли голосовать за нужные им функции. Этот ход тоже казался логичным, но он создал ненужное напряжение между командой Trello и пользователями: даже если большинство голосовало за функцию, это еще не значило, что она появится. Команда Trello не считала пользователей хорошими разработчиками, которые должны сами придумывать новые функции, и вместо этого слушала пользователей, задавала им вопросы и искала наилучшие решения их проблем.
Trello растет через совместную работу
Преимущество любого продукта, по природе своей предполагающего совместную работу, в том, что его основная реклама — это сарафанное радио. Trello сразу обратило на себя внимание как детище основателей StackOverflow и FogBugz, получило дополнительную известность благодаря статье в Life Hacker и засветилось в TechCrunch Disrupt, но после этого рост был в основном органическим. Команда никогда не занималась рекламой целенаправленно.
Сарафанное радио нужно было лишь немного подтолкнуть:
- Дать возможность добавлять друзей и коллег на свои доски.
- Дарить месячную подписку Trello Gold тем, кто приводил друзей.
- Создать продукт, который люди полюбят и будут всем советовать.
Следующий шаг — превратить эту известность в рост пользовательской базы и вовлечь новичков при помощи продуманного онбординга.
Онбординг для тех, кто присоединяется к существующим доскам, довольно прост: они приходят на все готовое. Однако для других «синдром пустой доски» — настоящая проблема, и поэтому Trello создали кучу контента, которым могут вдохновиться новые пользователи, — в том числе примеры досок, демонстрирующих бесконечные возможности приложения.
В Trello примеры досок не задуманы как шаблоны: они нужны только для вдохновения. В данном случае в шаблонах нет смысла: чтобы начать работу, пользователю достаточно ввести названия для нескольких колонок, а переделывать готовую доску обычно дольше и сложнее, чем создавать новую.
Чтобы удержать пользователей в приложении и подтолкнуть их к совместной работе в нем, команда разработала качественную систему оповещений, позволяющую легко следить за перемещениями карточек и комментариями. Используемое командой, приложение становится инструментом коммуникации, а не только планирования. Так пользователи не только приглашают других, но и сами остаются активными.
Trello на пути к успеху
Команда Trello всегда помнит о своей главной цели и идет к ней шаг за шагом.
Разработчики не отправились за финансированием, как только у них появилась такая возможность: прошли годы с того момента, как венчурные капиталисты предложили им деньги, но приложение вышло только тогда, когда было готово к быстрому и стабильному росту. Упомянутый выше выход на мировой рынок тоже случился не сразу: даже сам по себе перевод приложения на другие языки — это большая работа, а еще он добавляет сложности и замедляет организацию. Поэтому разработчики взялись за локализацию только тогда, когда в ней появился смысл в траектории роста компании.
Сейчас у приложения примерно 20-25 000 000 пользователей, и примерно 1-2 000 000 обращаются к нему ежедневно. Так что команда может считать, что прошла 20-25% пути к цели. Или, как сказал Майкл Прайор (Michael Pryor), CEO приложения, в прошлогоднем интервью:
«Нам предстоит долгий путь. Когда люди приходят в нашу компанию, я говорю им: наша миссия — на Марс. Сейчас мы пролетаем Луну, но нам еще далеко: лететь до Луны — четыре дня, а до Марса — четыре месяца. Мы уже подготовились к запуску и взлетаем, мы преодолели многие риски, но нам еще очень многое предстоит сделать».
У вас родилась гениальная идея? Отлично! Платформа LPgenerator представляет собой мощный онлайн-редактор лендингов со всем доступным спектром услуг по дизайну и тестированию, а также системой поддержки клиентов и богатейшей коллекцией обучающих материалов. Проверяйте свои гипотезы, экспериментируйте, запускайте кампании и растите вместе с нами!
Высоких вам конверсий!
По материалам: blog.salesflare.com.