Чтобы торговать в интернете, предприниматель должен найти поставщиков, продумать ассортимент, создать интернет-магазин, разработать стратегию, настроить SEO и другие инструменты продвижения. Это долго и дорого.
Намного проще заключить договор с маркетплейсом, оценить покупательскую способность и спрос, а после открывать свой интернет-магазин.
Маркетплейс — это виртуальный торговый центр, в котором разные продавцы предлагают физические и цифровые товары покупателям. Разбираемся для вас в преимуществах и недостатках маркетплейсов, чтобы вы могли понять, стоит ли там размещаться.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
На чем зарабатывает маркетплейс?
Вертикальные
Горизонтальные
Глобальные
Преимущества размещения на маркетплейсах
Минимальный бюджет для старта
Масштабирование
Меньше расходов на продвижение
Подробная аналитика
Дополнительные расходы
ИП или ООО для торговли
Документация
Игра по чужим правилам
Вместо заключения: как выбрать платформу
Как работает маркетплейс?
Маркетплейс — это электронная платформа для коммерции, на которой предприниматели реализуют продукты заинтересованной аудитории.
Владелец маркетплейса — посредник. Он размещает товары продавца, привлекает трафик, осуществляет маркетинговую поддержку предпринимателей и берет за это процент.
Площадка помогает выгодно сотрудничать продавцу, клиенту и посреднику:
- Бизнес не тратит бюджет на привлечение трафика, поиск клиентов и продвижение.
- Покупатель может купить практически любой товар в одном месте. Он сравнивает предложения конкурентных фирм, смотрит отзывы и делает выбор.
- Владелец платформы зарабатывает с каждой сделки. Он может оказывать дополнительные услуги за отдельную плату: продвигать товар в выдаче маркетплейса, размещать товар на главной странице, добавлять продукты в акционные разделы или рассылку.
Маркетплейсы работают так:
- Продавец заключает договор с маркетплейсом. Размещает интернет-магазин на площадке. Загружает список товаров. Заполняет продуктовые карточки. Отправляет заказы на склад маркетплейса.
- Клиент переходит на сайт → ищет товар → платит → получает заказ.
- Маркетплейс принимает заказ → готовит посылку к отправке → доставляет в пункт выдачи.
- Клиент получает заказ → маркетплейс перечисляет деньги продавцу.
В зависимости от типа онлайн-площадки и условий сотрудничества, последовательность действий может изменяться. Так, в Ozon компания отгружает товар на склад после оплаты клиентом. Маркетплейс не имеет собственных складских помещений. А в Яндекс.Маркет поставщик может хранить, упаковывать и отгружать заказы самостоятельно без помощи онлайн-площадки.
На чем зарабатывает маркетплейс?
Маркетплейсы могут взаимодействовать с предпринимателями по-разному:
За каждую оказанную услугу маркетплейс берет процент:
- Комиссия с продажи. За реализацию товаров через платформу предприниматель платит 3–35%. В Lamoda — минимальный размер комиссии составляет 35%. Если клиент купит пальто за 8000 рублей, компания заплатит 2800 рублей маркетплейсу.
- Аренда. Ежемесячно продавец платит за размещение на платформе. Amazon взимает $40, а Wildberries — 5–15% в зависимости от ниши.
- Хранение товаров. За аренду склада, упаковку, маркировку, доставку товаров также платит продавец. Wildberries за товар, хранимый более 60 дней, берет 0–4,56 рублей в сутки, а за каждое перемещение товара — 30–1710 рублей.
- Платная реклама. Дополнительно маркетплейс предлагает продавцу платное размещение рекламных баннеров на главной странице платформы, вывод товаров в топ, выделение карточки товара.
- Контакт с покупателем. Некоторые платформы за отдельную плату предоставляют контакты заказчика. Например, Profi открывает номер телефона клиента для обсуждения деталей заказа.
- Премиум-доступ. Продавец платит за дополнительные функции — размещение большего ассортимента, оформление имиджевых карточек, включение товара в категорию «Товар дня».
Большинство маркетплейсов сочетают разные модели заработка. Чтобы посчитать эффективность размещения, внимательно читайте условия сотрудничества и считайте расходы. Итоговый размер комиссии может доходить до 70%.
Виды маркетплейсов
Интернет-площадки различают по типу ценообразования и требованиям к бизнесменам. Специалисты выделяют вертикальные, глобальные и горизонтальные маркетплейсы.
Вертикальные
На таких площадках представлены товары одного вида:
- True Facet продает часы, сумки, ювелирные изделия с уникальным идентификационным номером, подтверждающим их подлинность.
- Emex с 1998 года торгует автозапчастями в 445 городах России и СНГ.
- «Ешь Деревенское» сотрудничает с 200 производителями фермерских продуктов, продает товары жителям ЦФО.
- ORSO реализует рыбу и морепродукты оптовым покупателям.
Официальный сайт маркетплейса «Ешь Деревенское»
На онлайн-площадке продавцы устанавливают цены на товары сами. Человек выбирает поставщика после знакомства с отзывами людей, ранее купивших товар, или по рейтингу.
Горизонтальные
Продавцы реализуют товары из одной ниши:
- «Первый Гипермаркет Мебели» продает всё для дома, офиса, дачи.
- «Ярмарка Мастеров» представляет продукцию, сделанную вручную: одежду, украшения, изделия для дома и дачи, детские игрушки.
- Kwork — маркетплейс для фрилансеров.
- Profi — платформа для поиска профессиональных исполнителей: сантехников, массажистов, копирайтеров и т. д.
Официальный сайт маркетплейса «Ярмарка Мастеров»
Глобальные
На маркетплейсах такого типа предприниматели продают товары из разных категорий: продукты питания, бытовую технику, мебель, одежду, зоотовары. По этому принципу работают все крупные площадки: Amazon, Беру, Wildberries, Ozon.
Официальный сайт маркетплейса Wildberries
Принцип работы у маркетплейсов разных типов примерно одинаковый.
Преимущества размещения на маркетплейсах
Размещение на платформе выгодно для бизнеса по разным причинам: минимум расходов, легче масштабировать бизнес и отслеживать статистику.
Минимальный бюджет для старта
Для торговли не нужен склад, офлайн или онлайн-магазины. Бизнес не арендует помещение, не платит зарплату продавцам, операторам, не продвигает сайт.
Маркетплейс самостоятельно привлекает большой трафик и оказывает услуги фулфилмента — комплекс услуг по реализации товаров.
Например, Wildberries каждый день посещает более 6 000 000 человек.
Начинающие предприниматели и средний бизнес привлечь такое количество посетителей без больших бюджетов не могут. Чтобы раскрутить социальные сети и интернет-магазин — нужны деньги, время, помощь опытных маркетологов.
При размещении на маркетплейсе нет риска, что аккаунт заблокируют из-за сбоя алгоритма или нарушения правил. Предпринимателю достаточно опубликовать карточки товаров на платформе.
Масштабирование
Предприниматели могут продавать товары в любых регионах и даже за рубежом. Владелец компании выставляет товары на платформе, платит комиссию, а маркетплейс делает все остальное.
Меньше расходов на продвижение
Люди выбирают маркетплейсы за удобство, возможность сравнить товары разных поставщиков, бонусную политику. Они лояльны к продавцам, размещенным на площадке, и охотнее делают заказ.
Топ-выдачу по многим категориям также занимают маркетплейсы. Начинающему бизнесу трудно конкурировать с платформами за внимание пользователей в поисковиках.
Подробная аналитика
Продавцы могут анализировать изменение спроса, корректировать закупки, менять наценку на конкретный товар и отказываться от неликвидных позиций, отслеживая статистику в личном кабинете.
Недостатки маркетплейсов
Маркетплейс, в отличие от собственного сайта, — это чужая территория, значит и играть придется по чужим правилам. К недостаткам мы относим допрасходы, предоставление всех-всех документов, блокировку и штрафы за несоблюдение правил.
Дополнительные расходы
Кроме комиссии, расходов за хранение и логистику, бизнес платит за возврат заказа на склад платформы. При этом он постоянно конкурирует с другими поставщиками и подстраивается под требования маркетплейса. Многие площадки сами назначают цену и регулируют размер скидки.
ИП или ООО для торговли
Для торговли на площадке предприниматель должен оформить ИП или ООО. Физические лица не могут торговать через маркетплейс, а самозанятые ограничены требованиями системы. Они могут продавать только собственные товары на Ozon или Wildberries, а представлять бренд не могут.
Документация
Многие компании сталкиваются со сложностями на этапе оформления документов. Им нужно зарегистрироваться на площадке, оформить квалифицированную электронную подпись, оплатить ведение электронного документооборота.
Владелец присылает ЕГРЮЛ, коды статистики, право на использование торговой марки, декларацию, сертификат соответствия на каждый товар. Процесс согласования может растянуться на несколько месяцев, если компания допустит ошибку.
Игра по чужим правилам
Чтобы не получить блокировку аккаунта, нужно соблюдать требования маркетплейса: не продавать запрещенные товары, не пытаться контактировать с покупателями за пределами платформы, быстро отгружать товары, участвовать в программе лояльности.
Если продавец нарушит правила, платформа выставит штраф. Wildberries штрафует на 2000 рублей, если фото или описание не соответствуют действительности.
Вместо заключения: как выбрать платформу
Если хотите торговать через маркетплейс, посчитайте комиссию, изучите условия доставки, хранения продукта, требования к онлайн-платежам и частоту выплат. Некоторые площадки платят продавцу дважды в месяц, другие — ежедневно.
Делайте выбор в пользу маркетплейсов, которые сами возвращают товары на склад, не привлекая продавцов. Иногда платформы запрещают торговать на других интернет-площадках. Чтобы не терять дополнительный канал продаж, регистрируйтесь на маркетплейсе без такого требования.
Чтобы начать бизнес, выберите товар для продажи, изучите требования платформы и действуйте. Маркетплейсы ведут статистику по нишам, публикуют список популярных товаров. Посмотрите, как нужно паковать и маркировать продукцию. Убедитесь, что сможете выполнять требования и нет рисков попасть под штраф.
Рассчитайте цену с учетом комиссии, расходов на логистику и скидок, которые предоставит маркетплейс покупателям, а затем откройте юрлицо или ИП и зарегистрируйтесь на платформе.
Высоких вам конверсий!