Трудно представить, что компании, обладающие гигантскими ресурсами — финансовыми, интеллектуальными, технологическими — могут потерпеть неудачу в
В нашем новом посте мы хотим рассказать о 5 продуктах Google, потерпевших неудачу — Google официально признал свое поражение, отозвав их с рынка. Мы попробуем выяснить, что привело эти предложения/офферы к столь печальным результатам, и извлечь для себя некоторые уроки из чужих ошибок.
Google Video Player
Было бы несправедливо назвать Google Video полностью провальным проектом. Сервис Google Video был запущен в конце января 2005 года, а 22 месяца спустя Google купил YouTube за $ 1 650 000 000, причем многие эксперты считали эту сделку пустой тратой денег. Теперь YouTube по самым осторожным оценкам стоит 45 700 000 000 долларов, причем любое видео, которое можно было посмотреть на ресурсе Google Video, бережно сохраняется на видеохостинге YouTube.
Таким образом, проект Google Video не понес сокрушительного фиаско — Google сохранил и успешно использовал свою видеоколлекцию — но вот
Полный «срок жизни» Google Video Player составил 2 года.
Урок для стартапера
Google Video не был полностью ошибочной концепцией. Этот сервис позволял пользователям загружать ролики с сайта Google Video и смотреть видео в полноэкранном режиме — подобными возможностями в 2007 году могли похвастать немногие. Проблема в том, что пользователям не нужен был еще один видеопроигрыватель, пусть даже и разработанный специалистами Google.
Вывод: продукт, не решающий
Google Buzz
Сервис Google Buzz по сути являлся клоном Twitter. Он был интегрирован прямо в Gmail и позволял пользователям обновлять статусы и публиковать ссылки, фотографии, видео. Вообще, мы можем отметить такую тенденцию: Google редко делает удачные продукты, если они не являются абсолютной новинкой, не имеющей аналогов на рынке, и Buzz полностью подтверждает нашу теорию.
Проект Google Buzz просуществовал 22 месяца.
Урок для стартапера
Google Buzz не имел ни одного решающего преимущества над уже существовавшим сервисом микроблогов Twitter. Интерфейс Buzz был более сложным, сообщения не были ограничены в размере (вспомним знаменитые «140 знаков» Twitter), к тому же пользователи с самого начала работы Buzz опасались разглашения сведений, касающихся их частной жизни. Ни у кого не было весомых причин покинуть Twitter ради нового сервиса Google.
Увы, но простой интеграции Buzz в Gmail было недостаточно для успеха. Слухи о нарушениях неприкосновенности частной жизни пользователей, окружавшие продвижение Gmail на рынок, автоматически стали сопровождать и сервис Google Buzz, не имевший к тому же никаких конкурентных преимуществ перед Twitter. Пока Google решал все эти проблемы, приток новых пользователей в Buzz окончательно иссяк, что привело к закономерному закрытию неудачно стартовавшего сервиса.
Google Answers
Концепция Google Answers была хороша — пользователь платил эксперту за ответ на вопрос, эксперт получал деньги, Google забирал у него за посредничество свой маленький процент. Однако на практике оказалось, что большинство пользователей предпочитают задавать свои вопросы на форумах или в сервисе Yahoo! Answers, полагаясь на свое везение и надеясь на то, что бесплатные ответы тоже бывают верными.
С появлением «социального сервиса обмена знаниями» Quora, где пользователь может выбрать ответ, который он считает наиболее достоверным и достаточным — причем с Quora бесплатно сотрудничают признанные авторитеты в различных отраслях человеческой жизнедеятельности — концепция продаж ответов за деньги стала совсем неактуальной.
Срок жизни Google Answers равнялся 4 годам и 8 месяцам.
Урок для стартапера:
Если на рынке существуют бесплатные альтернативы вашему предложению, вам придется смириться с необходимостью преодолевать «ценовые барьеры» на пути к потребителю. Любая успешная компания рано или поздно сталкивается с конкурентом, стремящимся подорвать ваши цены своим более дешевым или вообще бесплатным предложением.
В случае Google Answers такими конкурентами были Yahoo! Answers, любительские форумы и даже собственный поисковый сервис Google — все они были бесплатными. Большинство людей предпочитают не платить, если этого можно избежать.
Однако нужно помнить и о существовании такой модели продвижения продукта как freemium: бесплатном предложении цифрового товара/сервиса с ограничением некоторых его функций, доступных только в платной
Google Notebook
Поначалу Google Notebook был воспринят пользователями с нескрываемым энтузиазмом — этот продукт выглядел явным шагом вперед по сравнению с безнадежно устаревшим «блокнотом» от Microsoft (Microsoft Notepad). Однако первоначальные восторги быстро сменились разочарованием: пользователи были недовольны дизайном приложения и сложностью использования Google Notebook в целом.
Трудно сказать, могло ли бы это приложение после ряда доработок стать подлинно популярным, поскольку Google совершил плавный переход от Notebook к хорошо известному в настоящее время продукту —
Существование Google Notebook продлилось 5 лет и 4 месяца.
Урок для стартапера:
Почему Google Notebook потерпел поражение на фоне триумфа такого приложения как Evernote? Начнем с того, что Evernote привлекал пользователей своей кроссплатформенностью, то есть вы могли получить доступ к своим хранящимся в «облаке» заметкам с практически любого устройства, невзирая на его операционную систему (так же работает и сервис Dropbox).
Интерфейс Evernote был очень удобен для пользователей, кроме того, приложение очень рано обзавелось мобильными версиями для смартфонов и планшетов. Большинство пользователей нуждалось в доступе к своим записями с любого устройства (ПК, смартфон, планшетный компьютер), работающего под управлением любой взятой наугад ОС и из любого местоположения — и Evernote решил все эти проблемы.
Google Notebook определенно был неплох как концепция, но он не отличался универсальностью и простотой применения, почему пользователи постепенно и отвернулись от него.
Google Wave
Не
Проект Google Wave окончательно затих через 15 месяцев.
Урок для стартапера:
«Волна» была перенасыщена множеством функций, которыми, по мнению разработчиков, люди непременно захотят воспользоваться. Это был сложный продукт, требующий немалых затрат пользовательского времени только для того, чтобы просто понять, как Google Wave работает.
Раздутый функционал только что выпущенного на рынок нового товара/сервиса в некоторых случаях может нанести ущерб репутации продукта. Простой интерфейс, внятное разъяснение доступных функций — «лучше меньше, да лучше» — вот так должен выглядеть новый продукт, предлагаемый широкой пользовательской аудитории.
Чтобы подсластить горькую пилюлю, в конце статьи упомянем некоторые наиболее известные триумфы Google. ;)
Gmail
В те времена, когда стартовал почтовый сервис Gmail, средний размер почтового ящика не превышал 4 Мб. Это была серьезная проблема — ящики заполнялись практически мгновенно. Google решил эту проблему раз и навсегда, предложив объем доступного для хранения писем пространства равный 1Гб еще на старте проекта.
Подобный объем в те далекие дни выглядел настолько непривычно гигантским, что множество пользователей посчитали абсолютно серьезное предложение первоапрельской шуткой. И даже если забыть об этом революционном увеличении объема, Google сделал великолепный образцовый интерфейс для своего почтового сервиса.
Chrome
На момент запуска Chrome многие задавали вопрос: «А зачем нам еще один
Docs (Drive)
Бесплатные офисные
Вместо заключения: последние слова Стива Джобса
Незадолго до смерти Стив Джобс (Steve Jobs) дал совет главному исполнительному директору Google Ларри Пейджу (Larry Page), сказав ему, чтобы Ларри «обрезал жир с продуктовой линейки». Неизвестно, прислушался ли Пэйдж к этим словам: на момент написания данной статьи Google предлагает рынку 46 отдельных продуктов.
Сосредоточение, фокусировка, точное нацеливание — вот что играет главную роль в успехе и стартапа и крупной компании, а легко ли сосредоточиться, продвигая одновременно 46 предложений? Будьте готовы сказать «нет» собственной мании величия, прекратите попытки делать одновременно множество вещей, сконцентрируйтесь на одной, главной, достижимой задаче — и вас ждет успех!
- Что такое бета целевые страницы (Beta Landing Pages)?
- 10 самых запоминающихся маркетинговых кампаний 2012 года
- Логотипы: хорошие, плохие и
просто-напросто уродливые
Высоких вам конверсий!
По материалам blog.kissmetrics.com