Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Аналитика и управление компанией >
  4. Что такое Рунет: история и особенности части Интернета

Что такое Рунет: история и особенности части Интернета

Что такое Рунет: история и особенности части Интернета

Рунет — это российский сегмент Интернета. Термин появился путем соединения двух слов: ru — обозначение российских доменов и net — «сеть» по-английски. А сам Рунет родился в 1990-х.

Простыми словами Рунет — это сеть, которая объединяет компьютеры, но не по всему миру, как Интернет, а только в определенных странах.

Мы рассказываем о споре экспертов о том, что считать Рунетом, выясняем, как появился Рунет и диджитал-маркетинг, и приводим свою точку зрения, чем российский интернет-рынок отличается от англоязычного. В конце — интересные кейсы по маркетингу в рунете.

Содержание статьи

Что такое Рунет?

Когда появился Рунет?

Как развивался Рунет?

Чем российский Интернет отличается от англоязычного?

Догоняет, а не развивается параллельно
Много пиратского контента
Больше разнообразия
Меньше прибыли
Меньше конкуренции
Меньше достоверности

Как в России появился диджитал-маркетинг?

Интересные кейсы интернет-маркетинга в Рунете

Самая громкая распродажа года на AliExpress
Челлендж СберТанцы в TikTok
Оптимизация сайта лабораторий «Гемотест»

Самое важное про Рунет

Что такое Рунет?

Слово «Рунет» придумал блогер Раффи Асланбеков: он употребил его в 1997 году в одной из своих статей. Термин прижился и в 2001 году слово появилось в Орфографическом словаре РАН.

Специалисты все еще не договорились, что именно можно считать Рунетом. Это могут быть:

  • все сайты на русском языке;
  • домены, на которых размещают русскоязычный контент — .рф, .su, .ru, .am, .az, .by, .ge, .kg, .kz, .md, .ua, .укр и .uz;
  • только Интернет в домене .ru.

Трудности с определением возникают из-за того, что не все сайты с русскоязычным контентом находятся в вышеперечисленных доменных зонах. Например, социальная сеть ВКонтакте использует домен .com.

Когда появился Рунет?

День рождения Рунета — еще один дискуссионный вопрос. Разные источники выделяют три разные даты:

  • 28 августа 1990 года. Научные сотрудники СССР получили доступ к Интернету в 1980-х, но официально он появился в стране только 28 августа 1990 года. В этот день ученые из Курчатовского института связались по телефонному модему с коллегами из Хельсинского университета.
  • Осенью 1990 года появился первый домен .su — сокращение от английского Soviet Union, Советский Союз. Этот домен использовали даже после распада СССР — вплоть до 1994 года.
  • 7 апреля 1994 года. В этот день был зарегистрирован домен .ru — Россия получила «официальное» место в мировом Интернете. Сейчас 7 апреля — официальный день рождения Рунета, несмотря на то, что Интернет в России появился раньше.
  • 30 сентября 1998 года. В этот день компания IT Infoart Stars провела первую перепись Рунета — на тот момент доступ в Интернет был у 1 000 000 россиян. 
30 сентября 1998 года. В этот день компания IT Infoart Stars провела первую перепись Рунета — на тот момент доступ в Интернет был у 1 000 000 россиян.

Как развивался Рунет?

Дата

Событие

С 1994 года

В Рунете становится все больше обычных пользователей, меняются их запросы к контенту.


Так появляются первая электронная библиотека Мошкова и сайт с анекдотами anekdot.ru — эти проекты существуют и по сей день

1996 год

Увидел свет веб-чат «Кроватка» и первый интернет-магазин «Символ», где продавали книги.


В этом же году на рынок выходит первый русскоязычный поисковик — Rambler

1997 год

Появился «Яндекс».


Проходит первый интернет-форум в России, главной темой которого стало использование Интернета в корпоративных сетях

1998 год

Появилась почта mail.ru

Начало 2000-х

Аудитория русскоязычного Интернета увеличивается. Появилась первая реклама интернет-компаний, например по телевизору рекламировали почту mail.ru

2006 год

Появились российские социальные сети — «Одноклассники» и «Вконтакте».


Идеи этих проектов были заимствованы на англоязычном рынке. ВКонтакте почти полность копировал Facebook, а «Одноклассники» — сайт classmates.com.


Именно с появлением социальных сетей в Рунет пришла аудитория, которая начала покупать. В социальных сетях появилась реклама, а в Рунете — деньги.

Сейчас Рунет почти достиг своего пика развития.

По состоянию на январь 2021 года, согласно исследованию компаний We Are Social и Hootsuite «Диджитал 2021: РФ» (Digital 2021: The Russian Federation)
По состоянию на январь 2021 года, согласно исследованию компаний We Are Social и Hootsuite «Диджитал 2021: РФ» (Digital 2021: The Russian Federation)

В то же время невозможно установить точную численность пользователей Рунета. Дело в том, что русскоязычными сайтами пользуются не только россияне, но и жители стран бывшего СССР, а также российские мигранты.

Чем российский Интернет отличается от англоязычного?

Мы выбрали пять параметров для сравнения, среди которых скорость развития, пиратство, разнообразие контента, прибыль и конкуренция.

Догоняет, а не развивается параллельно

Рунет растет, но все еще отстает от западного Интернета. Это связано с тем, что Рунет как самостоятельное явление появился позже. Он развивается не параллельно с глобальным Интернетом, а вслед за ним. Сейчас объем рынка интернет-рекламы в США в несколько раз превышает этот показатель в Рунете.

В Рунете позже появились блогеры, поэтому и продвижение через инфлюенсеров появилось позже. Дональд Трамп уже в 2016 году использовал рекламные акции в Интернете, а не на телевидении. Он потратил меньше денег, чем его главный оппонент Хиллари Клинтон, и все равно смог победить на выборах.

Официальный YouTube канал Дональда Трампа
Официальный YouTube канал Дональда Трампа

В России политики по-прежнему предпочитают вести агитацию на телевидении, но уже начинают привлекать блогеров для сотрудничества.

Еще один тренд, который на Западе уже есть, а в России только зарождается — сотрудничество с микроинфлюенсерами. Это блогеры с небольшим количеством подписчиков — иногда меньше тысячи человек. Расчет здесь на то, что аудитория такого блогера более лояльна, чем у блогера-миллионника. Когда микроинфлюенсер рекламирует какой-то продукт, подписчики охотнее ему верят.

Много пиратского контента

За 2020 год ущерб от прочтения нелегально размещенных книг оценили в 8 000 000 000 рублей (по данным Российской Газеты). А «Коммерсантъ» говорит о том, что в 2021 году количество пиратских онлайн-кинотеатров увеличилось в два раза.

По данным stаtistа.cоm на третий квартал 2021 года
По данным stаtistа.cоm на третий квартал 2021 года

Эксперты полагают, что рост потребления пиратского контента связан с пандемией коронавируса, локдауном и введением системы QR-кодов.

Больше разнообразия

Основной игрок в англоязычном Интернете — Google. На этот сервис приходится 92% поискового рынка в мире. Однако в российском сегменте ситуация другая — здесь у Google есть конкурент, Яндекс. Google не монополист на этом рынке, поэтому поисковик не включает свои фильтры в Рунете на полную мощность.

По данным statcounter Global Stats
По данным statcounter Global Stats

Меньше прибыли

В русскоязычном сегменте Интернета меньше прибыли. По словам экспертов, сайт в Рунете приносит в 4–5 раз меньше прибыли, чем аналогичный ресурс в англоязычном сегменте. В то же время затрат на создание и развитие сайта в Рунете меньше.

Меньше конкуренции

Большинство тематик в англоязычном Интернете уже неплохо развито, поэтому конкуренция здесь будет выше, чем в Рунете. Это связано с большим количеством пользователей — чем выше спрос, тем выше предложение.

Меньше достоверности

В англоязычном Интернете уже появился термин «эпистемическая безопасность» (epistemic security), введенный профессором Элизабет Сегер и ее коллегами. Это защита наших знаний: способность людей отличать правду от неправды и способность нашей информационной системы противостоять угрозам — фейковым новостям.

В Рунете уже тоже заговорили об эпистемической несправедливости — о размывании границы между экспертами и профанами.

Интернет сделал так, что каждый может высказывать свою точку зрения, что приводит к тому, что пользователи попросту не умеют определять степень достоверности.

Так появляется постправда — ситуация, когда объективные факты затаптываются общественным мнением, сформированным СМИ и соцсетями на волне эмоций и личных мнений.

В Рунете ситуация обостряется тем, что институт защиты интеллектуальной собственности менее развит, чем на Западе. Поэтому здесь превалирует скопированный контент без ссылок на конкретного автора и на источник — а если нет ссылки на источник, то как пользователь может определить серьезность источника, а следовательно, и достоверность написанного?

Как в России появился диджитал-маркетинг?

Диджитал-маркетинг пришел в Россию с появлением социальных сетей. В 2008 году в России начал развиваться поисковый маркетинг — тогда и появилась профессия SEO-специалиста.

В 2011 году социальными сетями пользовались исключительно для поиска друзей, а Instagram только-только появился. Бренды еще не обращали внимания на такие инструменты продвижения.

Ситуация изменилась в 2012 году, когда Google выпустил алгоритм Panda: он удаляет из поисковой выдачи сайты, на которых публикуется неуникальный контент. В этот момент спрос на уникальный контент и услуги маркетологов вырос.

Бренды начали сотрудничать с блогерами и отправлять им свои товары для рекламы. В Facebook появилась таргетированная реклама, а ВКонтакте начал тестировать рекламные кабинеты. В это же время сайты начали адаптировать под мобильные устройства — все больше пользователей стало заходить в Интернет со смартфонов.

В 2013 году появляются конкурсы и акции от брендов в социальных сетях. Пользователи активно делятся записями со страниц брендов и призывают друзей поучаствовать в конкурсах. Социальные сети становятся главным инструментом маркетинга.

В 2015 году Instagram начинает продавать рекламу в России, а в Рунете появляется первая нативная реклама. Так реклама становится частью социальных сетей, поэтому для обычного общения пользователи перебираются в мессенджеры.

Люди все больше взаимодействуют с брендами через социальные сети, поэтому в 2017 году появляются чат-боты. Бренды их используют для быстрой коммуникации с клиентами. В 2018 году появляется TikTok, а объем рекламы в Интернете обгоняет рекламу на телевидении.

В 2020 году наступает пандемия коронавируса — в этот момент все бренды перебираются в Интернет. Конкуренция в медиапространстве повышается, а покупательская способность россиян падает, поэтому сегодня компании все больше обращаются к продуктовому маркетингу.

Интересные кейсы интернет-маркетинга в Рунете

Мы выбрали три самых интересных, на наш взгляд, кейса, рассказывающих про интернет-маркетинг в российском Интернете.

Самая громкая распродажа года на AliExpress

Люди привыкли, что ноябрь — месяц распродаж и Черных пятниц. Чтобы выделиться, маркетологи Aliexpress в России решили привлечь внимание к свой распродаже необычным способом — они предложили покупателям кричать на собственные смартфоны. В приложении появилась игра с шумомером — она измеряла громкость крика. За очень громкий крик можно было выиграть подарок.

Помимо официальной кампании маркетологи развернули параллельную — сняли несколько роликов, где якобы случайные люди кричат на телефон в общественных местах. Эти видео появились в социальных сетях. Пользователи гадали, зачем же люди кричат — такой ход вызвал интерес к акции. За все время распродажи на смартфоны накричало 3 000 000 пользователей.

Акция «Самая громкая распродажа года», скриншот из видео на YouTube-канале AliExpress Россия

Челлендж СберТанцы в TikTok

В 2021 году Сбер отметил 180 лет. В честь этого события они запустили акцию в TikTok — предложили пользователям станцевать вместе с цифровыми аватарами знаменитостей и выиграть призы. За неделю тиктокеры записали 60 000 роликов, которые в сумме набрали 4 000 000 000 просмотров.

Акция «Танцуй со звездами!», скриншот с официального сайта Сбера

Оптимизация сайта лабораторий «Гемотест»

Лаборатории «Гемотест» расположены по всей России, но 80% трафика на сайт обеспечивали жители Москвы — компания упускала клиентов из регионов. Поэтому было решено оптимизировать сайт: компания создала региональные подпапки для продвижения в Google и начала отдельно отслеживать запросы тестов на коронавирус.

Благодаря оптимизации сайт попал в топ-3 выдачи поисковиков, а у компании появилось больше первичных клиентов. 

Оптимизированный сайт лабораторий «Гемотест»

Самое важное про Рунет

  • Рунет — это часть Интернета с контентом на русском языке. Такой контент могут размещать в разных доменных зонах, поэтому нельзя сказать, что Рунет — это только Интернет в России.
  • Рунет появился в начале 1990-х годов. Специалисты не договорились, когда именно отмечать день рождения Рунета, поэтому существуют три разные даты.
  • До появления социальных сетей Рунет не привлекал инвесторов.
  • С появлением социальных сетей появился и диджитал-маркетинг в Рунете.
  • В русскоязычном Интернете меньше прибыли, но и меньше конкуренции.
  • Создать сайт в Рунете дешевле, чем в англоязычном Интернете.
  • Рунет растет, но все еще отстает от англоязычного Интернета.

Высоких вам конверсий!

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний