Рунет — это российский сегмент Интернета. Термин появился путем соединения двух слов: ru — обозначение российских доменов и net — «сеть» по-английски. А сам Рунет родился в 1990-х.
Простыми словами Рунет — это сеть, которая объединяет компьютеры, но не по всему миру, как Интернет, а только в определенных странах.
Мы рассказываем о споре экспертов о том, что считать Рунетом, выясняем, как появился Рунет и диджитал-маркетинг, и приводим свою точку зрения, чем российский интернет-рынок отличается от англоязычного. В конце — интересные кейсы по маркетингу в рунете.
Содержание статьи
Чем российский Интернет отличается от англоязычного?
Догоняет, а не развивается параллельно
Много пиратского контента
Больше разнообразия
Меньше прибыли
Меньше конкуренции
Меньше достоверности
Как в России появился диджитал-маркетинг?
Интересные кейсы интернет-маркетинга в Рунете
Самая громкая распродажа года на AliExpress
Челлендж СберТанцы в TikTok
Оптимизация сайта лабораторий «Гемотест»
Что такое Рунет?
Слово «Рунет» придумал блогер Раффи Асланбеков: он употребил его в 1997 году в одной из своих статей. Термин прижился и в 2001 году слово появилось в Орфографическом словаре РАН.
Специалисты все еще не договорились, что именно можно считать Рунетом. Это могут быть:
- все сайты на русском языке;
- домены, на которых размещают русскоязычный контент — .рф, .su, .ru, .am, .az, .by, .ge, .kg, .kz, .md, .ua, .укр и .uz;
- только Интернет в домене .ru.
Трудности с определением возникают из-за того, что не все сайты с русскоязычным контентом находятся в вышеперечисленных доменных зонах. Например, социальная сеть ВКонтакте использует домен .com.
Когда появился Рунет?
День рождения Рунета — еще один дискуссионный вопрос. Разные источники выделяют три разные даты:
- 28 августа 1990 года. Научные сотрудники СССР получили доступ к Интернету в 1980-х, но официально он появился в стране только 28 августа 1990 года. В этот день ученые из Курчатовского института связались по телефонному модему с коллегами из Хельсинского университета.
- Осенью 1990 года появился первый домен .su — сокращение от английского Soviet Union, Советский Союз. Этот домен использовали даже после распада СССР — вплоть до 1994 года.
- 7 апреля 1994 года. В этот день был зарегистрирован домен .ru — Россия получила «официальное» место в мировом Интернете. Сейчас 7 апреля — официальный день рождения Рунета, несмотря на то, что Интернет в России появился раньше.
- 30 сентября 1998 года. В этот день компания IT Infoart Stars провела первую перепись Рунета — на тот момент доступ в Интернет был у 1 000 000 россиян.
Как развивался Рунет?
Сейчас Рунет почти достиг своего пика развития.
По состоянию на январь 2021 года, согласно исследованию компаний We Are Social и Hootsuite «Диджитал 2021: РФ» (Digital 2021: The Russian Federation)
В то же время невозможно установить точную численность пользователей Рунета. Дело в том, что русскоязычными сайтами пользуются не только россияне, но и жители стран бывшего СССР, а также российские мигранты.
Чем российский Интернет отличается от англоязычного?
Мы выбрали пять параметров для сравнения, среди которых скорость развития, пиратство, разнообразие контента, прибыль и конкуренция.
Догоняет, а не развивается параллельно
Рунет растет, но все еще отстает от западного Интернета. Это связано с тем, что Рунет как самостоятельное явление появился позже. Он развивается не параллельно с глобальным Интернетом, а вслед за ним. Сейчас объем рынка интернет-рекламы в США в несколько раз превышает этот показатель в Рунете.
В Рунете позже появились блогеры, поэтому и продвижение через инфлюенсеров появилось позже. Дональд Трамп уже в 2016 году использовал рекламные акции в Интернете, а не на телевидении. Он потратил меньше денег, чем его главный оппонент Хиллари Клинтон, и все равно смог победить на выборах.
Официальный YouTube канал Дональда Трампа
В России политики по-прежнему предпочитают вести агитацию на телевидении, но уже начинают привлекать блогеров для сотрудничества.
Еще один тренд, который на Западе уже есть, а в России только зарождается — сотрудничество с микроинфлюенсерами. Это блогеры с небольшим количеством подписчиков — иногда меньше тысячи человек. Расчет здесь на то, что аудитория такого блогера более лояльна, чем у блогера-миллионника. Когда микроинфлюенсер рекламирует какой-то продукт, подписчики охотнее ему верят.
Много пиратского контента
За 2020 год ущерб от прочтения нелегально размещенных книг оценили в 8 000 000 000 рублей (по данным Российской Газеты). А «Коммерсантъ» говорит о том, что в 2021 году количество пиратских онлайн-кинотеатров увеличилось в два раза.
По данным stаtistа.cоm на третий квартал 2021 года
Эксперты полагают, что рост потребления пиратского контента связан с пандемией коронавируса, локдауном и введением системы QR-кодов.
Больше разнообразия
Основной игрок в англоязычном Интернете — Google. На этот сервис приходится 92% поискового рынка в мире. Однако в российском сегменте ситуация другая — здесь у Google есть конкурент, Яндекс. Google не монополист на этом рынке, поэтому поисковик не включает свои фильтры в Рунете на полную мощность.
По данным statcounter Global Stats
Меньше прибыли
В русскоязычном сегменте Интернета меньше прибыли. По словам экспертов, сайт в Рунете приносит в 4–5 раз меньше прибыли, чем аналогичный ресурс в англоязычном сегменте. В то же время затрат на создание и развитие сайта в Рунете меньше.
Меньше конкуренции
Большинство тематик в англоязычном Интернете уже неплохо развито, поэтому конкуренция здесь будет выше, чем в Рунете. Это связано с большим количеством пользователей — чем выше спрос, тем выше предложение.
Меньше достоверности
В англоязычном Интернете уже появился термин «эпистемическая безопасность» (epistemic security), введенный профессором Элизабет Сегер и ее коллегами. Это защита наших знаний: способность людей отличать правду от неправды и способность нашей информационной системы противостоять угрозам — фейковым новостям.
В Рунете уже тоже заговорили об эпистемической несправедливости — о размывании границы между экспертами и профанами.
Интернет сделал так, что каждый может высказывать свою точку зрения, что приводит к тому, что пользователи попросту не умеют определять степень достоверности.
Так появляется постправда — ситуация, когда объективные факты затаптываются общественным мнением, сформированным СМИ и соцсетями на волне эмоций и личных мнений.
В Рунете ситуация обостряется тем, что институт защиты интеллектуальной собственности менее развит, чем на Западе. Поэтому здесь превалирует скопированный контент без ссылок на конкретного автора и на источник — а если нет ссылки на источник, то как пользователь может определить серьезность источника, а следовательно, и достоверность написанного?
Как в России появился диджитал-маркетинг?
Диджитал-маркетинг пришел в Россию с появлением социальных сетей. В 2008 году в России начал развиваться поисковый маркетинг — тогда и появилась профессия SEO-специалиста.
В 2011 году социальными сетями пользовались исключительно для поиска друзей, а Instagram только-только появился. Бренды еще не обращали внимания на такие инструменты продвижения.
Ситуация изменилась в 2012 году, когда Google выпустил алгоритм Panda: он удаляет из поисковой выдачи сайты, на которых публикуется неуникальный контент. В этот момент спрос на уникальный контент и услуги маркетологов вырос.
Бренды начали сотрудничать с блогерами и отправлять им свои товары для рекламы. В Facebook появилась таргетированная реклама, а ВКонтакте начал тестировать рекламные кабинеты. В это же время сайты начали адаптировать под мобильные устройства — все больше пользователей стало заходить в Интернет со смартфонов.
В 2013 году появляются конкурсы и акции от брендов в социальных сетях. Пользователи активно делятся записями со страниц брендов и призывают друзей поучаствовать в конкурсах. Социальные сети становятся главным инструментом маркетинга.
В 2015 году Instagram начинает продавать рекламу в России, а в Рунете появляется первая нативная реклама. Так реклама становится частью социальных сетей, поэтому для обычного общения пользователи перебираются в мессенджеры.
Люди все больше взаимодействуют с брендами через социальные сети, поэтому в 2017 году появляются чат-боты. Бренды их используют для быстрой коммуникации с клиентами. В 2018 году появляется TikTok, а объем рекламы в Интернете обгоняет рекламу на телевидении.
В 2020 году наступает пандемия коронавируса — в этот момент все бренды перебираются в Интернет. Конкуренция в медиапространстве повышается, а покупательская способность россиян падает, поэтому сегодня компании все больше обращаются к продуктовому маркетингу.
Интересные кейсы интернет-маркетинга в Рунете
Мы выбрали три самых интересных, на наш взгляд, кейса, рассказывающих про интернет-маркетинг в российском Интернете.
Самая громкая распродажа года на AliExpress
Люди привыкли, что ноябрь — месяц распродаж и Черных пятниц. Чтобы выделиться, маркетологи Aliexpress в России решили привлечь внимание к свой распродаже необычным способом — они предложили покупателям кричать на собственные смартфоны. В приложении появилась игра с шумомером — она измеряла громкость крика. За очень громкий крик можно было выиграть подарок.
Помимо официальной кампании маркетологи развернули параллельную — сняли несколько роликов, где якобы случайные люди кричат на телефон в общественных местах. Эти видео появились в социальных сетях. Пользователи гадали, зачем же люди кричат — такой ход вызвал интерес к акции. За все время распродажи на смартфоны накричало 3 000 000 пользователей.
Челлендж СберТанцы в TikTok
В 2021 году Сбер отметил 180 лет. В честь этого события они запустили акцию в TikTok — предложили пользователям станцевать вместе с цифровыми аватарами знаменитостей и выиграть призы. За неделю тиктокеры записали 60 000 роликов, которые в сумме набрали 4 000 000 000 просмотров.
Оптимизация сайта лабораторий «Гемотест»
Лаборатории «Гемотест» расположены по всей России, но 80% трафика на сайт обеспечивали жители Москвы — компания упускала клиентов из регионов. Поэтому было решено оптимизировать сайт: компания создала региональные подпапки для продвижения в Google и начала отдельно отслеживать запросы тестов на коронавирус.
Благодаря оптимизации сайт попал в топ-3 выдачи поисковиков, а у компании появилось больше первичных клиентов.
Самое важное про Рунет
- Рунет — это часть Интернета с контентом на русском языке. Такой контент могут размещать в разных доменных зонах, поэтому нельзя сказать, что Рунет — это только Интернет в России.
- Рунет появился в начале 1990-х годов. Специалисты не договорились, когда именно отмечать день рождения Рунета, поэтому существуют три разные даты.
- До появления социальных сетей Рунет не привлекал инвесторов.
- С появлением социальных сетей появился и диджитал-маркетинг в Рунете.
- В русскоязычном Интернете меньше прибыли, но и меньше конкуренции.
- Создать сайт в Рунете дешевле, чем в англоязычном Интернете.
- Рунет растет, но все еще отстает от англоязычного Интернета.
Высоких вам конверсий!